Организаторы:
Министерство культуры Хабаровского края
Дальневосточный художественный музей
Время и место проведения:
08.03.2019–20.05.2019
Шевченко, 7
6 марта 2019 года в музее открывается выставка, посвященная многолетнему труду заведующей реставрационной мастерской Елены Леонидовны Евстратовой – работе над полотном «Обжора» неизвестного художника 2 половины XVIII – 1 половины XIX века.
В 2018 году закончилась реставрация этой картины, поступившей в музей в 1931 году из Государственного музея изящных искусств (ныне – Музей имени А. С. Пушкина). Реставрационный процесс не только вернул живописному полотну первоначальный вид, но и способствовал ряду удивительных открытий.
Окруженный многочисленными яствами, с комически вытаращенными глазами; с предвкушающей улыбкой, намеревающийся продегустировать блюдо с птицей (вероятно, запеченного гуся с трюфелями), безымянный обжора оказался первым французским кулинарным критиком Александром-Балтазаром-Лораном Гримо де Рейнером.
Книга с надписью на обложке «Le Cuisinier François», лежащая на полке по правую руку Гримо, – вероятно, «Французский повар» (1651) Франсуа-Пьера де ла Варенна, одна из первых книг о высокой кухне Франции. Александр Гримо продолжил дело де ла Варенна, став автором нескольких выпусков «Альманаха гурмана».
Поиск автора картины сузился до имен двух известных французских художников 2 половины XVIII – 1 половины XIX века, не раз воспевавших жизнь Пале-Рояля и обращавшихся к образу великого гурмана.
Многочисленные «комические портреты» Александра Гримо писались Луи-Леопольдом Буальи (1761–1845), создавшим за свою жизнь около 5 тысяч портретов и 500 жанровых полотен, блестящим физиогномистом, «художником, на полотнах которого живут эмоции», и талантливым жанристом, живописцем и гравером Филибером-Луи Дебюкуром (1755–1832).
Значительный объем сопроводительного материала выставки позволит взглянуть на все этапы реставрационного процесса, увидеть Александра Гримо героем других произведений, а также окунуться в мир роскоши и сибаритства Франции рубежа XVIII–XIX веков.