История

Дальневосточный художественный музей – крупнейший музей изобразительного искусства на Дальнем Востоке, открывшийся в Хабаровске в 1931 году. Сама же идея создания на востоке России первой «публичной галереи» – созрела уже в начале ХХ века. Принадлежала она Николаю Ивановичу Гродекову (1843-1913), приамурскому генерал-губернатору, будущему члену Государственного совета и военному писателю. В пору его губернаторства, стараниями Н.И. Гродекова в Хабаровске был образован отдел Императорского географического общества, открыта публичная библиотека, устроен музей с богатейшими коллекциями по археологии, этнографии и фауне, сделаны первые шаги по формированию в столице Приамурского края собрания изобразительного искусства – прообраза будущей художественной галереи. Первые произведения живописи и скульптуры прибыли в Хабаровск из Императорской Академии художеств в 1905 году.

Подлинный фундамент  собрания Дальневосточного художественного музея был заложен в 1930-е годы поступлениями из Музея нового западного искусства, Третьяковской галереи, Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа.

Коллекция русского искусства была представлена старинной иконописью и авторскими произведениями мастеров академической живописи исторического, мифологического, портретного и пейзажного жанров. Музей поистине мог гордиться, имея в своём собрании полотна, таких известных живописцев, как Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Фёдор Васильев, Василий Тропинин, Илья Репин, Василий Суриков, Архип Куинджи, Василий Поленов, Алексей Боголюбов, Пётр Верещагин, Иван Крамской. Также в собрании были представлены произведения хотя и не так широко известных, но не менее одарённых талантом мастеров, как Евграф Сорокин, Константин Крыжицкий, Николай Дубовской  и многих других русских художников.

Среди произведений западноевропейского искусства высокую художественную ценность представляли подлинники античной керамики, графика Дюрера и Рембрандта, живопись Тициана, Гарофало, Веронезе, Франческо Бассано, Брейгеля (Бархатного), Сустерманса, Рейсдаля, Лоррена, Коро. Коллекции мраморной и бронзовой скульптуры, мейсенского и берлинского фарфора.

Тогда же, благодаря активной деятельности первого директора музея Петра Михайловича Покровского, музей стал центром культурно-образовательной жизни города. Этот неоценимый опыт позволил музею сформировать направления своей настоящей и будущей деятельности. В первую очередь – это создание гармоничного собрания произведений искусства, постоянная работа над пополнением фондов музея, в том числе произведениями этнографического декоративно-прикладного искусства коренных народов Дальнего Востока. Помимо глубокой научно-исследовательской деятельности основной задачей первого директора музея стало создание музейного собрания, как доступной для горожан экспозиции произведений искусства.  В музее развивалась образовательная деятельность, благодаря лекционной работе научных сотрудников. Это способствовало широкой популяризации истории русского и западноевропейского искусства, а также творчества дальневосточных художников.

Сегодня, перешагнув рубеж своего 85-летия, Дальневосточный художественный музей остаётся верен, тем основам профессиональной работы, которые когда-то были заложены деятельностью первых в Хабаровске музейщиков.

Возможно ли воспитать в людях чувство прекрасного, любовь к своей земле, понимание ценности человеческой жизни, благодаря приобщению зрителя к искусству старых мастеров и художников современности? В советскую эпоху сомнений в этом безусловно не было. Сейчас же непросто однозначно ответить на эти вопросы. Но представители музейной профессии по сей день действительно верят в то, что их труд приносит ни с чем несравнимую пользу обществу. Ибо, не переставая, музейщики несут свет знаний о мировой художественной культуре всем и каждому, высветляя и обогащая сознание тех, кто находит интерес и время посещать музеи.

Художественный музей наших дней – это социокультурный центр, осуществляющий многоплановую деятельность:

  • по собиранию предметов искусства и хранению многочисленных коллекций;
  • по реставрации, исследованию и презентации социуму произведений русского и зарубежного искусства;
  • по широкой популяризации, позволяющей максимально приблизить богатство собрания музея для хабаровчан и гостей города.
  • также – коммуникации, как с разными социальными группами, так и с индивидуальными посетителями музея, благодаря которой у аудитории формируется понимание подлинных ценностей художественной культуры.

В настоящее время собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает свыше 15 тысяч уникальных произведений изобразительного искусства. В его составе находятся произведения древнерусского, русского, советского и современного периодов, зарубежного изобразительного искусства, образцы творчества народов Приамурья и Севера Дальнего Востока России. Ядро музейной коллекции современного искусства составляют произведения российских и зарубежных художников второй половины ХХ-го столетия, как представителей классических жанров, так и последователей новаторских, авангардных направлений. Многие работы были приобретены непосредственно у самих авторов, а также их наследников, европейских и американских коллекционеров и галеристов, были возвращены на родину из-за рубежа. Среди них произведения Гюнтера Юккера, Эрнста Неизвестного (1930-е годы), Михаила Шемякина, Юрия Злотникова, Дмитрия Лиона. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ художников-нонконформистов московских и ленинградских творческих объединений 1950-х – 1980-х годов.  Это работы мастеров, которые в свое время были «подпольными», а ныне широко известны в России и за границей. В этом ряду произведения Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Евгения Кропивницкого, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Николая Вечтомова, Александра Свешникова и других. Но особенное внимание музей по-прежнему уделяет исследованию и показу дальневосточной классики – произведений Алексея и Степана Федотовых, Василия Высоцкого, Бориса Шахназарова, Григория Зорина, Василия Романова, Николая Долбилкина, Евгения Короленко, Георгия Ли Гирсу, Николая Муравлёва.

Представление о современном развитии изобразительного искусства в Хабаровском крае дают музейные персональные, а также тематические выставки мастеров живописи, графики, скульптуры, витража, гобелена, среди которых активным творческим поиском выделяются работы Александра Лепетухина, Николая Холодка, Антона Вольгушева, Владимира Хрустова, Виктории Романовой, Бориса Федоровского, Геннадия Арапова, Максима Ананенко, Юрия Быкова, Валерия Леватаева.

Музей поддерживает развитие современного искусства в России в целом, уделяя особое внимание молодым креативным силам Дальнего Востока, и постоянно пополняет свою коллекцию. Сейчас в разделе актуального искусства представлены произведения Елены Фигуриной, Бориса Орлова, Боба Кошелохова (Санкт-Петербург), Андрея Блажнова, и других художников.

За последние 15 лет музей реализовал свыше 450 выставочных проектов. Среди них: «Модернизм российского Дальнего Востока. Футуризм России и Японии» (Япония, 2002), «Искусство тысячи линий» (Республика Корея, 2003), университетская выставка «Поющие краски Китая» (КНР, 2004), анимационный проект «Digital Dao» (Нидерланды, 2005), социокультурный фотопроект «Зона» (Канада, 2006), проект ЮНЕСКО «Искусство и румынская духовность» (Румыния, 2007), «Пятьсот лет Гарофало» (Италия, 2008), «Магические лики Африки» (Эфиопия, 2009), «Сто лет французской фотографии» (Франция, 2010), «Впечатления Тамаринда» (США, 2011), «Традиционное декоративно-прикладное искусство» (КНДР, 2012), «Лики красоты. Знаки мудрости» (ДВХМ, 2013), «Сокровища Буддизма» (г. Санкт-Петербург, 2014), «Неизвестный Эрмитаж» (ДВХМ, Приморская картинная галерея (г. Владивосток), 2015), «Друзей моих прекрасные черты» (Фотовыставка Нины Аловерт, США, 2016), «Искусство для всех / Art for All» (Юкио Кондо, Япония, 2017).

Каждый проект благодаря силе искусства решал свою социокультурную задачу. Например: привлечь внимание к проблемам использования новых медиа-технологий в творчестве, или проблеме толерантности в обществе; также к вопросам сохранения окружающей среды и этнической аутентичности, или исторической достоверности в искусстве и культурного наследия России (в том числе русского зарубежья), или творческому развитию и социализации людей с инвалидностью.

Научно-методический отдел ежегодно создаёт и развивает образовательные музейные программы. Подлинно «народным» называют проект «Близкое искусство», реализуемый музеем с 2006 года. Восемьдесят коллекционных постеров, выполненных с лучших произведений русских и западноевропейских мастеров XV-XX веков из музейного собрания, совершили уже десятки путешествий по городам и посёлкам Хабаровского края, радуя всё новых и новых зрителей возможностью прикоснуться к «большому» искусству даже в самом маленьком поселении.

Большой резонанс в обществе получают межрегиональные выставочные проекты Дальневосточного художественного музея. Их цель получить всестороннее представление об искусстве своих соседей, наладить научные и творческие связи между регионами России и самого Дальнего Востока и, в конечном итоге, расширить культурное пространство для зрителей Хабаровского края.  Именно эти цели и были достигнуты, когда в залах музея экспонировались выставки: «Сибирский левша» (Омск, 2005), «Яблоневый спас» (Башкортостан, 2006),  «Еврейские мотивы» (Биробиджан, 2007), «Неделя с Шагалом» (Владивосток, 2008), «От Камчатки с любовью» (Петропавловск-Камчатский, 2009), «Миры Олонхо» (Якутск, 2010), «Косторезное искусство» (Уэлен, 2011), «Кимоно. Волшебные бабочки Японии» (Благовещенск, 2012).

В своей просветительской деятельности музейные педагоги задействуют, как традиционные формы работы с посетителями, так и современные креативные методики, мотивирующие аудиторию развиваться творчески. В стенах музея проходят обзорные и тематические экскурсии, действуют «Школа экскурсоводов», музейная мастерская «Палитра», лекторий «Беседы об искусстве». Для детей дошкольного и школьного возрастов разработаны программы, в основу которых положена интеграция изобразительного искусства, истории, литературы, музыки. Неизменной популярностью пользуется образовательная программа «Здравствуй, музей!». Долгожданными в стенах музея стали мероприятия ежегодных всероссийских и международных акций «Ночь музеев» и «Ночь искусств».

Набирает силу и издательская деятельность музея, как одно из направлений научно-просветительской работы. С коллекцией русского искусства читателя знакомит  альбом  «Русская живопись XVIII-XX веков в собрании Дальневосточного художественного музея».  Среди изданий особое место принадлежит каталогам и буклетам многочисленных выставок. Из недавно вышедших в свет изданий  наибольший интерес представляет иллюстрированный том «Дальний Восток», первый в серии «Изобразительное искусство Российской Федерации» – совместный проект музея  с Российской академией художеств и ВТОО «Союз художников России».  Музей активно сотрудничает с  литературными и художественными журналами  города, в которых публикуются материалы музейных специалистов, посвященные истории музейных коллекций, атрибуции и реставрации отдельных экспонатов музея, практике работы с аудиторией, актуальным проблемам регионального, российского и мирового художественного процесса, а также критические эссе, обзоры выставок и других интересных событий.

Являясь головным культурным центром региона, Дальневосточный художественный музей оказывает широкую научно-методическую и практическую поддержку во всех сферах деятельности других художественных музеев и художественных отделов краеведческих музеев.

Перейти к содержимому