Дальневосточный художественный музей обладает достойным собранием предметов искусства коренных народов Дальнего Востока. Коллекция, включающая богатейший материал подлинных памятников культуры, дает яркое и достаточно полное представление о духовных ценностях народов Дальнего Востока, их религиозных воззрениях, о творчестве талантливых художников.
Время наиболее активного и плодотворного собирательства предметов народного ремесла пришлось, в основном, на 20–30-е и 80–90-е годы ХХ века. Именно в это время был сформирован «золотой» фонд искусства народов Приамурья и в целом Дальнего Востока. На сегодняшний день в коллекции насчитывается более 2000 экспонатов.
Сегодня наше собрание располагает старинным и современным традиционным женским и мужским костюмом. Именно в костюме в большей степени, чем в каком-либо другом виде народного искусства, воплотились этнические особенности народа и его художественно-эстетическое мировоззрение. Современными непревзойденными мастерицами в создании свадебных и праздничных халатов являются О. Л. Росугбу, З. А. Пластина, Л.Бельды и многие другие, создающие самостоятельные авторские орнаментальные композиции. Страницы прошлого и современности сохраняют нам имена самобытных мастериц этого вида искусства: М. Е. Актанка (с. Сикачи-Алян) и А. К. Самар (с. Кондон), Н. Кялундзюга (с. Гвасюги).
В наши дни самой распространенной формой женского искусства стал текстильный нанайский и ульчский ковер. Композиционный центр многих современных нанайских ковров состоит из одного или нескольких квадратов, а чаще всего ромбов, заполняемых фигурной розеткой. Ковры мастериц 1980-х годов полихромны, орнаментальны. Художественный интерес особо представляют ульчские ковры с сюжетным центром в композиционном решении.
Приамурская береста – искусство сугубо женское; в быту нанайцев, ульчей, удэгейцев и других народностей юга Дальнего Востока берестяное искусство достигло достаточных высот. Классическая форма берестяных сосудов – цилиндрическая. Изысканностью пропорций обращают на себя внимание сосуды двухчастные, где верхняя половина цилиндрическая, а нижняя – четырехгранная, расширяющаяся к низу.
Еще одним видом искусства, уходящего в глубину веков, искусством резьбы по дереву владели все народы Приамурья. Традиционное искусство резьбы по дереву функционально по своему характеру, то есть имеет утилитарное назначение. Утилитаризм искусства не ограничивает, а лишь определяет признание ритуальной скульптуры как высокого ремесла.
Искусство народов крайнего Севера-Востока Азии – чукчей и эскимосов имеет древнюю историю. Оно уходит корнями в эпоху древних цивилизаций, освоивших этот край несколько тысячелетий назад. Традиционный вид народного искусства Чукотки – резьба и гравировка по кости, шитье по коже и меху. Ядро коллекции составляют материалы, собранные в экспедициях 1920-х – 1930-х годов. Это наиболее ценная и интересная часть собрания чукотско-эскимосского искусства музея.
Моржовый клык использовался как для хозяйственных нужд – изготовление орудий промысла, так и создание культовых вещей – скульптурных изображений. Искусство резьбы по кости восходит к ритуальной анималистической скульптуре, имеющей магический смысл. Фигурки промысловых животных дают возможность почувствовать особый пластический язык северных художников и его характерные черты: простоту форм, лаконизм, выразительность. Гравировка как вид ремесла также имеет древние истоки. Наиболее сильное художественное впечатление производят работы 1920-х годов на традиционные сюжеты- разделка кита, забой моржа, бытовые сцены из пос. Дежнев, одного из трех художественных центров, наряду с Уэленом и Науканом, давшего нам ценнейшие памятники народного искусства Чукотки.
Другой традиционный вид чукотско-эскимосского искусства – шитье и вышивка по меху и коже. Особую гордость музея составляют уникальные эскимосские коврики из мандарки, выделанной вручную, и отбеленной кожи нерпы. Их назначение определено не однозначно. Ряд исследователей склонны видеть в них древние культовые предметы для шаманских камланий. В основе эскимосского орнамента на ковриках – круги, ромбовидные розетки, полуовалы, крестообразные и звездчатые мотивы – мир космогонических представлений древнего человека, что является ценнейшим источником исторических знаний.
Уникальность традиционной культуры коренных народов Дальнего Востока состоит в том, что они сумели сохранить и пронести через тысячелетия свое представление о важном месте человека в мироздании – и хранят его сейчас, в урбанизированном ХХI столетии, времени очень непростом для традиционных культур всех народов.