Дальневосточный художественный музей – крупнейший музей изобразительного искусства на Дальнем Востоке, открывшийся в Хабаровске в 1931 году. Сама же идея создания на востоке России первой «публичной галереи» – созрела уже в начале ХХ века. Принадлежала она Николаю Ивановичу Гродекову (1843-1913), приамурскому генерал-губернатору, будущему члену Государственного совета и военному писателю. В пору его губернаторства, стараниями Н.И. Гродекова в Хабаровске был образован отдел Императорского географического общества, открыта публичная библиотека, устроен музей с богатейшими коллекциями по археологии, этнографии и фауне, сделаны первые шаги по формированию в столице Приамурского края собрания изобразительного искусства – прообраза будущей художественной галереи. Первые произведения живописи и скульптуры прибыли в Хабаровск из Императорской Академии художеств в 1905 году.
Подлинный фундамент собрания Дальневосточного художественного музея был заложен в 1930-е годы поступлениями из Музея нового западного искусства, Третьяковской галереи, Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа.
Коллекция русского искусства была представлена старинной иконописью и авторскими произведениями мастеров академической живописи исторического, мифологического, портретного и пейзажного жанров. Музей поистине мог гордиться, имея в своём собрании полотна, таких известных живописцев, как Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Фёдор Васильев, Василий Тропинин, Илья Репин, Василий Суриков, Архип Куинджи, Василий Поленов, Алексей Боголюбов, Пётр Верещагин, Иван Крамской. Также в собрании были представлены произведения хотя и не так широко известных, но не менее одарённых талантом мастеров, как Евграф Сорокин, Константин Крыжицкий, Николай Дубовской и многих других русских художников.
Среди произведений западноевропейского искусства высокую художественную ценность представляли подлинники античной керамики, графика Дюрера и Рембрандта, живопись Тициана, Гарофало, Веронезе, Франческо Бассано, Брейгеля (Бархатного), Сустерманса, Рейсдаля, Лоррена, Коро. Коллекции мраморной и бронзовой скульптуры, мейсенского и берлинского фарфора.
Тогда же, благодаря активной деятельности первого директора музея Петра Михайловича Покровского, музей стал центром культурно-образовательной жизни города. Этот неоценимый опыт позволил музею сформировать направления своей настоящей и будущей деятельности. В первую очередь – это создание гармоничного собрания произведений искусства, постоянная работа над пополнением фондов музея, в том числе произведениями этнографического декоративно-прикладного искусства коренных народов Дальнего Востока. Помимо глубокой научно-исследовательской деятельности основной задачей первого директора музея стало создание музейного собрания, как доступной для горожан экспозиции произведений искусства. В музее развивалась образовательная деятельность, благодаря лекционной работе научных сотрудников. Это способствовало широкой популяризации истории русского и западноевропейского искусства, а также творчества дальневосточных художников.
Сегодня, Дальневосточный художественный музей остаётся верен, тем основам профессиональной работы, которые когда-то были заложены деятельностью первых в Хабаровске музейщиков.
Возможно ли воспитать в людях чувство прекрасного, любовь к своей земле, понимание ценности человеческой жизни, благодаря приобщению зрителя к искусству старых мастеров и художников современности? В советскую эпоху сомнений в этом безусловно не было. Сейчас же непросто однозначно ответить на эти вопросы. Но представители музейной профессии по сей день действительно верят в то, что их труд приносит ни с чем несравнимую пользу обществу. Ибо, не переставая, музейщики несут свет знаний о мировой художественной культуре всем и каждому, высветляя и обогащая сознание тех, кто находит интерес и время посещать музеи.
Художественный музей наших дней – это социокультурный центр, осуществляющий многоплановую деятельность:
В настоящее время собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает свыше 17 тысяч уникальных произведений изобразительного искусства. В его составе находятся произведения древнерусского, русского, советского и современного периодов, зарубежного изобразительного искусства, образцы творчества народов Приамурья и Севера Дальнего Востока России. Ядро музейной коллекции современного искусства составляют произведения российских и зарубежных художников второй половины ХХ-го столетия, как представителей классических жанров, так и последователей новаторских, авангардных направлений. Многие работы были приобретены непосредственно у самих авторов, а также их наследников, европейских и американских коллекционеров и галеристов, были возвращены на родину из-за рубежа. Среди них произведения Гюнтера Юккера, Эрнста Неизвестного (1930-е годы), Михаила Шемякина, Юрия Злотникова, Дмитрия Лиона. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ художников-нонконформистов московских и ленинградских творческих объединений 1950-х – 1980-х годов. Это работы мастеров, которые в свое время были «подпольными», а ныне широко известны в России и за границей. В этом ряду произведения Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Евгения Кропивницкого, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Николая Вечтомова, Александра Свешникова и других. Но особенное внимание музей по-прежнему уделяет исследованию и показу дальневосточной классики – произведений Алексея и Степана Федотовых, Василия Высоцкого, Бориса Шахназарова, Григория Зорина, Василия Романова, Николая Долбилкина, Евгения Короленко, Георгия Ли Гирсу, Николая Муравлёва.
Представление о современном развитии изобразительного искусства в Хабаровском крае дают музейные персональные, а также тематические выставки мастеров живописи, графики, скульптуры, витража, гобелена, среди которых активным творческим поиском выделяются работы Александра Лепетухина, Николая Холодка, Антона Вольгушева, Владимира Хрустова, Виктории Романовой, Бориса Федоровского, Геннадия Арапова, Максима Ананенко, Юрия Быкова, Валерия Леватаева.
Музей поддерживает развитие современного искусства в России в целом, уделяя особое внимание молодым креативным силам Дальнего Востока, и постоянно пополняет свою коллекцию. Сейчас в разделе актуального искусства представлены произведения Елены Фигуриной, Бориса Орлова, Боба Кошелохова (Санкт-Петербург), Андрея Блажнова, и других художников.
Являясь головным культурным центром региона, Дальневосточный художественный музей оказывает широкую научно-методическую и практическую поддержку во всех сферах деятельности других художественных музеев и художественных отделов краеведческих музеев.