Организаторы :
Министерство культуры Хабаровского края
Дальневосточный художественный музей
Место и время проведения :
ДВХМ (Шевченко,7)
06.07. 2018 – 14.09.2018
Первая выставка цикла «Люди Амура» прошла в 2008 году и тематически затрагивала быт и культуру народов Приамурья. Выставка «На краю земли», объединенная общей темой Севера, не только отображает языком изобразительного искусства древнюю культуру, но и позволяет прикоснуться к жизненному укладу коренных народов Севера Дальнего Востока – нивхов, эвенов, чукчей, коряков, эскимосов. На выставке представлено более ста произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
Образ жизни, обычаи и обряды, национальный костюм – это те особенные признаки культуры, которые наиболее наглядно отражают этническую специфику народа, его мироощущение и мировосприятие.
Меховая мозаика – древнее искусство шитья и украшения различных изделий эвенов и нивхов. Основа хозяйства этих северных народов – оленеводство в изобилии давало мех и кожу, обработкой которых занимались исключительно женщины. Хорошо выделанный мех, его блестящая поверхность, естественный цвет и умело подобранные по колориту кусочки материала уже делали вещь красивой: таковы северные меховые ковры-панно, представленные в экспозиции.
Искусство народов Крайнего Севера – чукчей и эскимосов имеет древнюю историю. Оно уходит корнями в эпоху цивилизаций, освоивших этот край несколько тысячелетий назад.
Эскимосы – охотники на морского зверя – древнейшие жители чукотского побережья. В первом тысячелетии нашей эры сюда вышли чукчи – оленеводы и охотники на дикого оленя. Произошло взаимопроникновение двух культур, и возникла арктическая чукотско-эскимосская культура. Одним из ее проявлений является народное искусство.
На выставке можно увидеть традиционные виды народного искусства Чукотки – объемную резьбу и гравировку по кости, шитье по коже и меху. Моржовый клык использовался как для хозяйственных нужд – изготовления орудий промысла, так и для создания культовых вещей – скульптурных изображений. Современная скульптура претерпела уже значительные изменения, хотя до некоторой степени сохранила свои лучшие архаические черты: простоту форм, лаконизм, выразительность.
В законченных живописных полотнах и легких этюдных зарисовках, в рукотворных и печатных графических листах Петухова И.С., Федотова А.М., Максимовского А.М., Гурикова, Романова В.В., Вольгушева Е.И. – везде ощущается глубокое проникновение в психологию людей, в реальную ситуацию и конфликты жизни. Такой «живой» профессиональный подход российских художников разных поколений к воспроизведению жизни способствует созданию яркой, многоликой картины истории и быта народов Севера и его этнически богатой культуры, стоящей на тысячелетнем фундаменте.