Поленов Василий Дмитриевич

В июне этого года исполнилось 175 лет со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова. Творчество В.Д. Поленова (1844 – 1927) – одно из самых значительных и красивых явлений второй половины 19-начала 20 веков. Многообразие его художественных интересов, где он сумел воплотить все свои дарования, не знало границ. Исторический живописец, пейзажист, портретист, мастер жанра и натюрморта, театральный художник, архитектор и композитор. В каком бы жанре ни работал Поленов, все его творчество излучало мир и гармонию. После окончания Академии художеств, получив большую золотую медаль и право на шестилетнюю заграничную командировку, Поленов пытается осознать свой путь в искусстве. Восхищаясь итальянскими живописцами, открывая для себя французских барбизонцев и импрессионистов, Поленов возвращается на родину убежденным пленэристом, идя от европейского романтизма к русской лирике. В русском искусстве Поленов – «поэт в живописи». В его «Пейзаже» из собрания Дальневосточного художественного музея – тишина и естественность. Зритель вслед за художником живет одной жизнью с природой, что сообщает существованию смысл и поэзию. А увидеть красоту привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту.

Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. «Два турецких солдата» и «Передовые позиции Сербской армии» из коллекции музея – яркие образцы творчества художника этого периода. Свои впечатления о войне Поленов отражал в национальных типах и сценах фронтового быта, отказавшись от создания батальных полотен.

В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».

В 1881 году Василий Поленов в память об умершей сестре, с которой он был очень близок, начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. Поленов стремился изобразить Иисуса нравственно совершенным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. С этой целью он вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым отправляется на Ближний Восток. Именно в восточных пейзажах пленэрная живопись Поленова достигла совершенства. В картине «Нильский порог с острова Элефантины» художник сумел передать красочное величие Востока, сохранив ту же простоту, что и в русском пейзаже.  Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. «Джума, мальчик из Нижней Нубии» – один из многочисленных этюдов, привезенных Поленовым из этой поездки. В своих письмах к родным Поленов писал, что особенно поразило его чувство уважения, которое проявляли местные жители к его труду. Стоило художнику встать за мольберт, как тут же появлялся кто-то из местных с пальмовой ветвью в руках и отгонял от него мух. На острове Филе у Поленова даже появился постоянный провожатый – нубиец Джума, прелестный и очень смышленый мальчик. При расставании Джума подарил художнику пальмовую ветвь, которой отгонял мух, что было знаком особой дружбы. Этюды, привезенные Поленовым из этой поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году. В 1931 году они были переданы в дар Дальневосточному художественному музею.

Ольга Коновалова Геннадьевна, заведующая сектором русского искусства ДВХМ.

Остальное описание

Перейти к содержимому