Организаторы:
Министерство культуры Хабаровского края
Дальневосточный художественный музей
Генеральное консульство Японии в г. Хабаровске
Время и место проведения:
23.04.2019 – 12.05.2019
Дальневосточный художественный музей
«Мне хотелось бы, чтобы эта выставка показала зарубежным зрителям, как японцы в основе своей посвящают себя безымянному производству вещей – монодзукури. Я буду счастлив, если предложенный мной термин «филигранное мастерство» эффективно послужит этой цели…»
Юдзи Ямасита, куратор выставки
В 2019 году Дальневосточный художественный музей продолжает совместные проекты с Генеральным консульством Японии в Хабаровске. 23 апреля открывается очередная передвижная выставка в рамках Года Японии в России. С 2018 года она побывала в городах Германии и Испании, в российских городах Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, а после Хабаровска отправится в Комсомольск-на-Амуре.
Словосочетание «филигранное мастерство», изначально в японском языке означающее незаурядные технологии и изобретательность мастеров, в последние годы стало эпитетом к предметам, изготовленным в эпоху Мэйдзи (1860-е–1912) на экспорт.
Экспозиция состоит как из произведений самой эпохи Мэйдзи, времени расцвета японского декоративно-прикладного искусства, так и из работ, выполненных в стиле этой эпохи в XXI веке.
Эпоха Мэйдзи представлена эмалями клуазоне, керамикой, изделиями на шарнирах (дзидзай окимоно) и вышивками – всем тем, что сыграло важную роль в распространении моды на японизм в Европе XIX века.
Экспонаты, созданные в настоящее время, – это произведения отдельных художников и предметы промышленного производства.
Работы современных мастеров: картины, инсталляции, керамика, эмали, посуда, вышивка, детские игрушки – отличаются превосходным мастерством изготовления. Современные авторы работают в разных жанрах и техниках, но исповедуют общий принцип монодзукури – японскую философию ремесла, в основе которой лежит особое внимание к деталям. В каждом экспонате акцент сделан на технологиях, выразительных средствах и продуманной концепции.
К продукции промышленных предприятий относятся муляжи еды, которые используют японские рестораны на своих витринах с эпохи Сёва (1926–1989). В XXI веке все меньше заведений следуют этой традиции, поэтому скоро муляжи еды займут свое место в истории как элементы искусства эпохи Сёва.
Выставка знакомит зрителей с одним из аспектов культуры Японии, заключающимся в уважении к личности мастера и тщательном соблюдении всех тонкостей производственного процесса.