“Морская месса” 05.04 – 04.06

Организаторы:

Министерство культуры Хабаровского края

Дальневосточный художественный музей

Место и время проведения:

ДВХМ, ул. Шевченко 7

Выставка «Морская месса» впервые экспонировалась в стенах музея в 1997 году. Затем она с успехом прошла в музее изобразительного искусства города Комсомольска –на –Амуре и в Сахалинском областном художественном музее. Сегодняшняя выставка существенно отличается от первоначального проекта.

 

Произведения живописи и графики западноевропейских и русских мастеров дополнили картины советских и современных художников, написанные в жанре марины – морского пейзажа.

Море появилось в изобразительном искусстве сотни лет тому назад. Элементы морского ландшафта встречались еще во фресках античных художников. В качестве самостоятельного жанра морской пейзаж зародился в Голландии в начале XVII века.

Первоначально маринистике отводили роль исторической живописи, призванной запечатлеть прославленные суда и морские битвы. С развитием жанра художников стало все больше интересовать само море, изменчивость его состояний.

Одним из ведущих фламандских живописцев, специализирующихся на морских пейзажах, был Бонавентура Петерс.  Море в его произведении – неукротимая стихия, мощь и сила которой не ограничены малым форматом картины.

Среди экспонирующихся на выставке работ французских мастеров – гравюры Мориса Бакуа и Жана Балешу. Большую роль в развитии французского морского пейзажа сыграли Клод Лоррен и Клод Жозеф Верне.

Расцвет русского морского пейзажа пришелся на XIX век. В изображении «стихии вечной, свободной и могущественной» исключительным явлением становится творчество Айвазовского И.К. Бурное море стало излюбленным мотивом пейзажа романтиков: Алексея Боголюбова, Альберта Бенуа.

Выставка показывает зрителю морскую стихию во всем ее многообразии: по-северному суровой в работе А. Борисова и тихой, таинственно мерцающей при лунном свете в картине А. Куинджи.

Изменчивость моря, его вечное движение не могли не привлечь художников-импрессионистов. В картине «Утро. Паруса» Константин Первухин, воодушевленный идеей «запечатлеть мгновение», в тонкой нюансировке розового и серого воссоздает волшебный миг восхода на море.

Кроме живописных образов водной стихии, в которых очарование моря воплощается с помощью цвета, на выставке представлены и графические морские виды Льва Лагорио, одного из самых известнейших русских художников-маринистов, первого ученика Ивана Айвазовского.

Художники XX века, получив в наследство богатые исторические и художественные традиции, нашли свою интонацию для передачи красоты моря.

На выставке представлено более 45 произведений выдающихся мастеров мирового искусства, отразивших в своем творчестве непостижимое и изменчивое настроение моря: от всепоглощающей стихии, крушащей и разбивающей все на своем пути, до состояния полного штиля, когда в воде мирно отражаются облака, солнце и реющие над гладью воды чайки.

Перейти к содержимому