ВЫСТАВКА
РУССКИЙ НАТЮРМОРТ. ХХ ВЕК
Из собрания Дальневосточного художественного музея
Организаторы:
Министерство культуры Хабаровского края
Дальневосточный художественный музей
Время и место проведения:
05.09. – 23.09.2018
Дальневосточный художественный музей,
Шевченко, 7
Впервые за долгое время в залах Дальневосточного художественного музея открывается выставка, посвященная жанру натюрморта. Особенность этой выставки в том, что представленные работы знакомят посетителей с живописными и графическими произведениями музейной коллекции.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который рассказывает о жизни человека, его пристрастиях и увлечениях, но сам объект изображения не показывает.
В разных языках слово «натюрморт» несет разное смысловое значение: в голландском и английском – «тихая жизнь», во французском и итальянском – «мертвая, неживая природа». Отсюда и его широкая интерпретация художниками всего мира.
Расцвет натюрморта в отечественном искусстве пришелся на начало ХХ века. Время больших исторических перемен привело к рождению нового искусства. Место объектов классического натюрморта – изысканных и утонченных, занимают предметы обыденной, повседневной жизни: селедка, горбушка хлеба, простой деревянный стол (работы Евгения Лансере, Давида Штеренберга).
К 1930-м годам утвердились новый строй жизни и новые требования к художественному отображению действительности. Ведущим стилем в отечественном искусстве становится социалистический реализм, сутью которого являлось идеализированное изображение жизни советского человека.
Идейные вдохновители русского авангарда начала ХХ века – Илья Машков, Петр Кончаловский, Павел Кузнецов в это время уходят в «тихую жизнь» классического натюрморта.
Натюрморт на Дальнем Востоке тесно связан с процессом формирования региональной художественной школы. И прежде всего с именем Бориса Шахназарова. Его сочные натюрморты, наполненные запахами и ароматами даров дальневосточной природы: грибов, ягоды, рыбы – стали образцом жанра.
Выставка «Русский натюрморт. ХХ век» демонстрирует лучшие музейные работы жанра «внешне бессюжетного», но отражающего все многообразие связей человека с миром вещей, воспевающего красоту окружающего мира.