Выставка
“Собрание Третьяковых в ДВХМ”

Организаторы:  

Министерство культуры Хабаровского края                  

Дальневосточный художественный    музей

Место и время проведения: 

ДВХМ (Шевченко,7)

29.04.2022 – 02.10.2022                                                   

Предыдущая
Следующая

31 августа 1892 года Павел Третьяков направил в Думу заявление, в котором выразил желание принести в дар Москве свою коллекцию, выполнив тем самым и волю покойного брата. Объединенная коллекция братьев Третьяковых получила юридически закрепленный статус «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», став в ту пору главным музеем русского национального искусства. В этом году этому знаменательному событию исполняется 130 лет.

Трудно переоценить роль деятельности П.М. Третьякова в формировании и развитии художественного процесса в России второй половины 19 века. Будучи меценатом и собирателем, Павел Третьяков создал наглядную историю развития русской живописи. Пытаясь сохранить целостность своей коллекции, П.М. Третьяков в своем завещании настаивал на дальнейшем существовании ее в том виде, в котором она была передана городу. Однако последующие события внесли свои коррективы в историю знаменитого собрания.

Декретом 1918 года Третьяковская галерея, как и другие музеи, была национализирована и стала государственной, но, к счастью, сохранила в своем названии имена братьев Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.

В 1920-е годы началась продолжившаяся в 1930–1950-е годы политика властей по перераспределению музейных фондов, и, в частности, выдача произведений в периферийные музеи по всей стране. Осуждать эту политику сейчас трудно: при всей «насильственности» она, несомненно, способствовала формированию хороших региональных музейных коллекций, которыми мы сейчас гордимся.

В 1931 году Дальневосточный художественный музей получил более 70 живописных полотен из Государственной Третьяковской галереи. На выставке представлены живописные полотна, большая часть которых была в свое время приобретена непосредственно Павлом Михайловичем Третьяковым. Среди них – Боровиковский В. и Репин И., Щедрин С. и Поленов В., Дубовской Н. и Верещагин В., академисты и передвижники – те, кого человек с безупречным чутьем и непререкаемым авторитетом считал достойными представить потомкам историю русского искусства.

Перейти к содержимому